Несгибаемый дух все превозможет - слова графа М.И. Кутузова-Смоленского, помещенные на гербе Смоленской области
Собор смоленских святых Смоленский календарь Святыни Смоленской земли Библиотека Ссылки
e-mail: bonifatiy@narod.ru  

Преподобный Макарий Алтайский

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас

(память 31 мая, 20 сентября нового стиля, а также в дни памяти Соборов Смоленского, Костромского и Сибирского)

 

Михаил Глухарев родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Преподобный проходил обучение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, а затем и Санкт-Петербургской духовной академии, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии.

На 27 году жизни Михаил был пострижен в монашество, получив имя Макария. В 1821 г. отец Макарий был возведен в сан игумена, затем архимандрита и получил в управление Костромской Богоявленский монастырь. В конце 1825 г. был уволен на покой в Киевскую Лавру по состоянию здоровья. В 1826 г. архимандрит Макарий переводится в Глинскую Богородицкую пустынь, что в Курской епархии, с целью обрести духовное руководство настоятеля пустыни игумена Филарета (Данилевского). О. Макарий, блистательно окончивший Духовную академию, хорошо изучивший языки, бывший ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богоявленского монастыря, профессор богословия, архимандрит переходит в бедную глухую Глинскую пустынь, под руководство неученого, но опытного в духовной жизни отца Филарета. Ученый архимандрит с молодости и до последнего времени постоянно был под руководством: сначала у своего благочестивого родного отца - священника, потом, в Санкт - Петербургской духовной академии у отца ректора архимандрита Филарета (Дроздова). В Екатеринославе, в должности инспектора духовной семинарии - под руководством старца Ливерия, "человека святой жизни, ученика знаменитого Паисия Величковского".

Кроме подвигов монашеских, отец Макарий в Глинской пустыни, занимался переводами Священного Писания и святых отцев.

По благословению митрополита Московского Филарета, архимандрит Макарий испросил разрешение Св. Синода быть миссионером на Алтае, обращать в православие живущие там тюркские народы.

О. Макарий отправился на Алтай вместе с помощниками - воспитанниками духовной семинарии Алексеем Волковым и Василием Поповым. С общего согласия у них было образовано братство, один из пунктов которого гласил: "Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию".

Сначала дикие инородцы не хотели иметь сношений в отцом Макарием, и избегали христианства. Но потом пригляделись, и о. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и приобретать членов Христовой Церкви из черновых татар и алтайских калмыков, поселяя их оседло в Майме и других деревнях. Большая часть их, будучи проникнуты многократно слышимым от него словом истины, приняли св. крещение и предались ему, как дети отцу. Удивительно, как страдающий телесными недугами отец Макарий переносил длительные переходы и переправы через горные реки, как он переносил лишения страннической жизни, исполняя свой пастырский долг: оглашая, крестя, навещая духовных чад. В это время он начинает думать об обучении грамоте коренных народов. Ведь иначе они не могли вникнуть в смысл его проповедей, участвовать в богослужениях. Так была начата огромная исследовательская работа по созданию алтайской письменности и словаря (букваря).

Первый период миссионерской деятельности о. Макария был самым трудным, несмотря на это, были достигнуты и некоторые положительные результаты: обращено, хотя и небольшое количество язычников в православие, созданы первые поселения новокрещеных инородцев, открыты первые миссионерские школы. Отец Макарий понимал, что в первые годы жизни новокрещеные нуждаются во всесторонней помощи и не могут быть предоставлены самим себе. Он строил для новокрещеных дома, приобретал скот, земледельческие орудия труда, семена зерновых культур для посева, - словом все, что необходимо было для оседлого образа жизни.

При Улалинском стане была учреждена женская община, впоследствии преобразовавшаяся в женский монастырь.

Скончался преподобный 18 мая (по ст. стилю) 1847 года в Болховском монастыре Орловской епархии, где с 1844 г. состоял настоятелем после возвращения с Алтая. В 1983 году преподобный Макарий причислен к лику святых и его имя внесену в Собор Сибирских святых. Память его празднуется 31 мая (н.с.)

 

ЖитияАкафистСлужбаПредыдущая страница

Прп. Макарий (ГЛУХАРЕВ). МЫСЛИ О СПОСОБАХ К УСПЕШНЕЙШЕМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ (в сокращении)

Б.А. Тихомиров. ПЕРЕВОД ВЕТХОГО ЗАВЕТА АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА) СРЕДИ РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ

 
Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы Смоленской, именуемой Одигитрия

(Версия для печати)


Вы можете получать напоминания о предстоящих праздниках по электронной почте, подписавшись на наши рассылки

Календарь памятных дат Смоленской епархии

Рассылка 'Смоленский календарь'

Владельцев смоленских сайтов приглашаем разместить информацию о предстоящих праздниках на своих сайтах


Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, иконам Смоленских святых. Сообщайте, пожалуйста, об ошибках на страницах сайта


Наши друзья

Фонд имени великомученика Феодора Стратилата. Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне

Наши другие проекты

Сайт для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов http://bonifatiy.narod.ru/

Святой мученик Вонифатий

Используются технологии uCoz