|
Тропарь,
глас 4:
И нравом
причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние
обрел еси, Богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради
слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже
до крове,/ священномучениче Владимире,/ моли Христа Бога//
спастися душам нашим.
|
Кондак,
глас 4:
Во святителях
благочестно пожив,/ и мучения путь прошед,/ идольския угасил еси
жертвы,/ и поборник быв твоему стаду, Богомудре./ Темже тя почитающе
тайно вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими молитвами,//
отче наш Владимире.
Священноисповедниче
отче Владимире, моли Бога о нас
(память
в третью неделю по Пятидесятнице с Собором Белорусских святых,
28 октября
по новому стилю в день прославления и в воскресенье после 7
февраля в день память Собора новомучеников и исповедников
Российских)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (протоиерей
Владимир Григорьевич Хираско) родился 11 января 1874 года в семье
священнослужителя в г. Подольск на Украине. После окончания Подольской
Духовной Семинарии работал учителем церковно-приходских школ в
Беларуси. В 1899 году был рукоположен во иереи и назначен настоятелем
церкви Вознесения Господня в с. Омельно Игуменского уезда (ныне
Червенский район). В Омельно о. Владимир прослужил семь лет. Его
пастырский талант с особой силой проявился в святом деле преподавания
Закона Божьего. «За заслуги по церковно-школьному делу» в 1906
году он был награжден скуфьей. После Омельно о. Владимир в течение
пяти лет служил в Свято-Георгиевской церкви с. Юревичи того же
уезда. Когда в 1911 году его переводили в Минск, жители Юревич
плакали и не хотели отпускать своего настоятеля.
В Минске о. Владимир стал настоятелем церкви иконы Божьей Матери
«Всех скорбящих Радосте», действовавшей при училище слепых. Одновременно
он преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях города,
а также трудился в Минском Епархиальном Попечительстве о бедных
духовного звания.
В неутомимой церковной работе протекала до революции жизнь о.
Владимира. По характеру человек миролюбивый, отзывчивый и очень
добрый, он особое внимание проявлял к слепым детям, которых обучал
в училище истинам православной веры, стараясь укрепить в них дух
бодрости и смирения.
После революции о. Владимир продолжал служить в Минске. Его дважды
арестовывали в 1919 году, но оба раза отпускали.
Наиболее тяжелые испытания выпали на долю священника в конце 1925
года, когда из Минска был выслан митрополит Мелхиседек (Паевский).
Отец Владимир хорошо знал владыку Мелхиседека и вместе с верующими
пробовал облегчить его участь, обращался в различные инстанции
с просьбой не высылать владыку. За это и пострадал.
Протоиерея Владимира Хираско арестовали 29 декабря 1925 года,
предъявив ложное обвинение в связях с польским Генеральным Консульством.
Матушка о. Владимира - Мария Титовна - осталась одна с пятью детьми
несовершеннолетнего возраста. Она пыталась добиться освобождения
мужа, писала в ОГПУ, но безрезультатно.
В заключении о. Владимир встретил Светлое Рождество Христово.
Стараясь поддержать его, верующие направили ему несколько писем.
Из них видно, какой любовью и уважением он пользовался у своих
прихожан. Вот некоторые выдержки: «Кто Вас знает нигде, никогда,
ничего дурного о Вас не говорил, только хорошее и хорошее без
конца. Но несмотря на это нашлись и такие люди, которые посчитали
Вас преступником и уже арестовали Вас и посадили в тюрьму за ту
святую правду, которой велел следовать Сам Иисус Христос. Разумеется,
это уже давно известно, что ложь правду дико ненавидит. Так поступал
в Вифлееме Ирод, избивший 14000 младенцев для того, чтобы уничтожить
правду, а правда осталась жить и будет жить. Так и теперь поступают
состоящие во власти квалифицированные безбожники... Они считают
Иисуса Христа преступником, идут по стопам Ирода, Иуды-предателя
и всех тех разбойников, которые убивали Христа..."
Во время допросов о. Владимир категорически отказался назвать
тех людей, которые обращались к нему с этими письмами, хотя, конечно,
хорошо знал их. В марте 1926 года его заставили покинуть Минск
, и он был направлен в административную ссылку в г. Орел.
Три года о. Владимир провел в ссылке, в отрыве от горячо любимой
семьи и своей паствы, возвратившись из ссылки только весной 1929
года. Он вновь стал служить при церкви иконы Божьей Матери «Всех
скорбящих Радосте».
Вскоре
его арестовали второй раз. Сигналом к аресту послужила анонимная
статья-донос, напечатанная в газете «Рабочий», в которой о. Владимира
голословно обвиняли в контрреволюционной деятельности. Эти обвинения
он отверг. В своих показаниях рассказал о следующем: «В г. Минск
из Орла я возвратился во вторник 12 марта... В первый раз богослужение
совершил в субботу 17 марта. Никаких встреч и приветствий никто
мне не устраивал. Я же сам обратился с приветствием к своим прихожанам,
в котором говорил, что с радостью встречаюсь с ними и благодарю
Бога за то, что неизбежные в жизни каждого человека горести и
тяготы вера в Бога помогла мне перенести, и что эта вера может
облегчить тяготы жизни каждого из христиан, и потому следует быть
твердым в вере. На другой день, в воскресенье, мною была произнесена
проповедь на тему о всепрощении... Эта тема была избрана потому,
что тот воскресный день носит название «Прощеного воскресенья»,
когда православные готовятся получить прощение своих грехов в
Таинстве покаяния... В среду на первой неделе Великого Поста перед
причащением я говорил причастникам на тему: «Помяни мя, Господи,
во Царствии Твоем», призывая верующих людей доброй жизнью дать
возможность Господу вспомнить из их жизни хоть что-нибудь доброе.
В двух последних моих речах, произнесенных мною 24 марта, никаких
антисоветских или контрреволюционных лозунгов не было. В первой
из них проводилась мысль о том, что торжество Православия заключается
в доброй христианской жизни, во второй речи, сказанной на пассии,
т.е. службе, посвященной воспоминанию страданий Христа, я говорил
о том, что всякого рода страдания и лишения в жизни нужно переносить
безропотно по примеру Христа. Заканчивая свои показания по поводу
отмеченных в корреспонденции газеты «Рабочий» фактов, якобы свидетельствующих
о моей контрреволюционной деятельности, я, собственно говоря,
думаю, что никаких фактов в этой корреспонденции не имеется...»
Читая показания о. Владимира, нельзя не обратить внимание на то,
насколько спокойно переносил он испытания, выпавшие на его долю.
Ни одного слова ненависти к тем, кто его арестовал; ни одного
гневного вздоха, только смирение и мир в душе, будто и не находился
он в ссылке, не страдал. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте,
а не проклинайте» (К Римл. 12, 14). В
духе апостольских слов переносил наветы вражьи протоиерей Владимир
Хираско. Между тем во время заключения в тюрьме у него резко ухудшилось
зрение. Дважды о. Владимир обращался к тюремному начальству с
просьбой прислать врача, но так и не получил никакого ответа.
Его выслали в Сибирь 29 июля 1929 года. За три года лагерной жизни
он почти ослеп. В 1932 году о. Владимира освободили. Будучи тяжело
больным, он умер спустя несколько месяцев.
Центральный архив КГБ РБ. Следственное дело
MS33935-C.
Материалы предоставлены Молодежным
братством имени священномученика Владимира (Хираско), г. Минск
P.S. о. Владимир (Хираско) провел
последний год жизни, умер и был похоронен в г. Гжатске (ныне г.
Гагарин) Смоленской области.
Биографическая
справка. Ист.: Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского
Института
|