|
Тропарь,
глас 8:
Отеческаго
учения ревнителю,/ Сибирския пустыни всекрасное прозябение,/
деяния и созерцания бодренный подвижниче,/ безмолвия рачителю
и обители невест Христовых устроителю,/ сосуде Духа, Зосимо
преподобне,// моли Христа Бога, да просветит души наша.
|
Кондак,
гл.4
Первее в Сибирстей стране/ инокиням пустынную обитель
возградил еси,/ оттуду же неправедне изгоняемь,/ на Промысл Божий
упование возложил еси,/ имже паче ума огражден,/ яко неврежден,
путьшествие творя,/ Богоматерию Одигитриею управляемь,/ Московских
пределов достигл еси,/ и зде паки руководство обителию восприим,/
Богособранную паству твою/ добре упасл еси,/ нам же образ жития
твоего/ и медоточная учения оставил еси,/ преподобне Зосимо,/
моли Христа Бога// сохранитися от всякия скверны душам нашим.
Преподобне
отче Зосиме, моли Бога о нас
(память
совершается вместе с собором Брянских святых 3
октября н.ст. и собором Московских святых в воскресение
перед 8 сентября н.ст.)
В 1786 году сын смоленского вице-губернатора,
потомок славного рода, девятнадцатилетний Захар Васильевич Верховский
удалился в Коневский монастырь под начало прославленных старцев
Адриана и Василиска. Коневская обитель располагалась на острове
Коневец в Ладожском озере. Суровость климата и строгость устава
стали хорошей школой иноческой жизни начинающего подвижника.
Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша
заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий чин от старца
Адриана, получив при постриге имя Зосима.
В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском
удалился в пустынный скит неподалеку от Коневского монастыря.
Вскоре, однако, богоугодная жизнь отшельников стала известной
в округе и к ним потекло множество людей искать совета и утешения.
Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца
Адриана отправились в далекую Сибирь. После различных мытарств,
чуть не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной,
тяжелой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре
устремились люди за словом истины.
В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили
в деревне Сидоровке, находящейся почти в пятидесяти километрах
от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено
в окрестности города Туринска, на место основанного в 1624 году
мужского монастыря. Через некоторое время, однако, из-за клеветы
отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву.
Митрополит Филарет (Дроздов) предоставил отцу Зосиме келью в Чудовом
монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил
открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.
На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле
отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню
и освятил ее в честь Смоленской
иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец,
уроженец Смоленска, особенно почитал.
Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место,
отсутствие хороших дорог и населенных мест делали жизнь сестер
и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви
обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали
их в ухоженные и прекрасные для жительства места. Под управлением
старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели
деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец
Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.
Скончался старец Зосима 24 октября 1833 года. Его жизнь оставила
глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение
многих ученых о том, что образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых"
Ф.М. Достоевского навеян не столько преподобным Амвросием Оптинским,
сколько отцом Зосимой (Верховским).
Рукотворным же памятником старцу стала его обитель, получившая
название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, открытой, однако,
только через девять лет после кончины старца. В 1838 году на средства
грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был
воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя
Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским.
http://st-jhouse.narod.ru/biblio/pract/vasilisk.htm
|