Несгибаемый дух все превозможет - слова графа М.И. Кутузова-Смоленского, помещенные на гербе Смоленской области
Собор смоленских святых Смоленский календарь Святыни Смоленской земли Библиотека Ссылки
e-mail: bonifatiy@narod.ru  

Тропарь, глас 8:

Отеческаго учения ревнителю,/ Сибирския пустыни всекрасное прозябение,/ деяния и созерцания бодренный подвижниче,/ безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю,/ сосуде Духа, Зосимо преподобне,// моли Христа Бога, да просветит души наша.

Кондак, гл.4

Первее в Сибирстей стране/ инокиням пустынную обитель возградил еси,/ оттуду же неправедне изгоняемь,/ на Промысл Божий упование возложил еси,/ имже паче ума огражден,/ яко неврежден, путьшествие творя,/ Богоматерию Одигитриею управляемь,/ Московских пределов достигл еси,/ и зде паки руководство обителию восприим,/ Богособранную паству твою/ добре упасл еси,/ нам же образ жития твоего/ и медоточная учения оставил еси,/ преподобне Зосимо,/ моли Христа Бога// сохранитися от всякия скверны душам нашим.

Преподобне отче Зосиме, моли Бога о нас

(память совершается вместе с собором Брянских святых 3 октября н.ст. и собором Московских святых в воскресение перед 8 сентября н.ст.)

В 1786 году сын смоленского вице-губернатора, потомок славного рода, девятнадцатилетний Захар Васильевич Верховский удалился в Коневский монастырь под начало прославленных старцев Адриана и Василиска. Коневская обитель располагалась на острове Коневец в Ладожском озере. Суровость климата и строгость устава стали хорошей школой иноческой жизни начинающего подвижника.
Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий чин от старца Адриана, получив при постриге имя Зосима.
В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском удалился в пустынный скит неподалеку от Коневского монастыря. Вскоре, однако, богоугодная жизнь отшельников стала известной в округе и к ним потекло множество людей искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в далекую Сибирь. После различных мытарств, чуть не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной, тяжелой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины.
В 1820 году несколько женщин с благословения старцев устроили в деревне Сидоровке, находящейся почти в пятидесяти километрах от их келий, монашеское общежитие, которое вскоре было перенесено в окрестности города Туринска, на место основанного в 1624 году мужского монастыря. Через некоторое время, однако, из-за клеветы отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву.
Митрополит Филарет (Дроздов) предоставил отцу Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.
На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил ее в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.
Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населенных мест делали жизнь сестер и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жительства места. Под управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.
Скончался старец Зосима 24 октября 1833 года. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение многих ученых о том, что образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Ф.М. Достоевского навеян не столько преподобным Амвросием Оптинским, сколько отцом Зосимой (Верховским).
Рукотворным же памятником старцу стала его обитель, получившая название Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни, открытой, однако, только через девять лет после кончины старца. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

ЖитияАкафистСлужбаПредыдущая страница

Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. http://st-jhouse.narod.ru/biblio/pract/vasilisk.htm

Прп. Зосима Верховский. 798К Прп. Зосима Верховский. Фрагмент росписи храма Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря. 71К Фрагмент росписи храма Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря.  112К

 
Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы Смоленской, именуемой Одигитрия

(Версия для печати)


Вы можете получать напоминания о предстоящих праздниках по электронной почте, подписавшись на наши рассылки

Календарь памятных дат Смоленской епархии

Рассылка 'Смоленский календарь'

Владельцев смоленских сайтов приглашаем разместить информацию о предстоящих праздниках на своих сайтах


Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, иконам Смоленских святых. Сообщайте, пожалуйста, об ошибках на страницах сайта


Наши друзья

Фонд имени великомученика Феодора Стратилата. Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне

Наши другие проекты

Сайт для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов http://bonifatiy.narod.ru/

Святой мученик Вонифатий

Используются технологии uCoz