В
начале 1918 года, в пору нескончаемых расстрелов большевистского террора,
в г. Вязьму Смоленской губернии из Москвы прибыл епископ Макарий (Гневушев),
в прошлом вдовый священник с высшим богословским образованием, ставший
выдающимся духовным и национальным деятелем в бытность Киевским епархиальным
миссионером. Местом своего жительства Владыка избрал древний и благоустроенный
мужской Свято-Духовский монастырь, находящийся в самом городе.
Храм стал наполняться молящимися, приходившими послушать святительские
богодухновенные, насыщенные божественной мудростью проповеди, о которых
слушатели и потом говорили, что ничего подобного им никогда не приходилось
слышать.
Местные большевики, конечно, не могли не обратить внимания на такого своего
врага. Началась слежка и принимались меры покончить с ним при помощи подосланных
убийц. Был случай, когда на паперти храма, в котором в это время богослужение
совершал Владыка, между подосланными, ожидавшими выхода епископа, чтобы
напасть на него, произошла ссора и побоище, в результате чего один из
бандитов тут же и был убит своим товарищем. Владыка, осведомленный о происшедшем,
тогда же, с паперти, произнес одну из своих самых сильных по глубине мысли
и чувств проповедей, которая произвела на всех молящихся потрясающее и
неизгладимое впечатление.
Большевики, убедившись в силе влияния епископа Макария на настроение верующих
города и его окрестностей, решили действовать непосредственно и стремительно.
Однажды вечером, летом 1918 года, большевистский отряд явился в монастырь,
и чекисты произвели у епископа и монашествующих обыск, длившийся до поздней
ночи. Напрасно гудел набат всех 24-х вяземских церквей: он не помешал
чекистам сделать свое дело. Население было напугано террором. Владыка
был арестован и под красногвардейским эскортом доставлен в местный Революционный
Комитет, где подвергся издевательствам и побоям. Официально Владыка обвинялся
в организации белогвардейского восстания.
Иеромонах Д., келейник Владыки, на следующий день вызванный к епископу
для исповеди и причастия, передавал, что Преосвященный мужественно переносил
глумления и побои, следы которых были на его лице и теле. При этом Владыка
был в солдатском одеянии, острижен и без бороды.
Однако, в Вязьме большевики не решались произвести окончательную расправу
с арестованным епископом, имя которого было слишком популярно и благоговейно
чтилось населением. Уже позже, осенью этого же года, с соблюдением строжайшей
тайны, его перевезли в Смоленск, где он и был расстрелян.
Имеются сведения, что дочь Владыки, переодевшись нищенкой, подвергаясь
смертельной опасности, издали проследила весь крестный путь своего отца.
Этот путь и последние минуты жизни Владыки в то время представлялись в
таком виде.
Обреченные в числе 14 человек, среди которых находился и Владыка, в котором
было трудно теперь признать епископа Макария, были доставлены в пустынное
место за г. Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой яме. Один
из палачей, подходя к каждому обреченному, производил из револьвера выстрел
в лоб, а не в затылок, как это было обычно принято, и жертва валилась
на дно ямы.
Владыка, с четками в руках, находился в конце шеренги и горячо молился,
не спуская взора с казнимых. А когда замечал упадок духа и слышал стенания
у того, к кому приближался палач, он, никем не останавливаемый, выходил
из линии и, приблизясь к несчастному, благословлял его, проникновенно
произнося: «С миром отыди»... И так он один, властный и сильный духом
среди всех немощных, поступал до последнего упавшего в яму убитого.
Теперь у края ямы стоял только один он, самый последний. В предутреннем
рассвете гасли последние звезды. Владыка быстро перебирал четки. Взор
его, полный веры, устремлен в небо и, вероятно, радость и свет Царства
Божия открывались духовным очам мученика. Уста его шептали последние молитвы.
К Владыке, которого уже ничто земное не касается и не тревожит, медленным
шагом подходит палач. Им на мгновение овладевает как бы нерешительность.
Рука с револьвером была опущена вниз. Может быть, в его темной душе еще
совершалась какая-то внутренняя борьба. Но вот он рукой делает жест отрицания.
Лицо его деревенеет, зубы сжимаются. Рука его поднимается на линию цели.
Раздался выстрел, и Святитель Божий упал в свою могилу.
Ист.: СТРАДАЛЬЦЫ ГОРОДА СМОЛЕНСКА. Смоленские
епархиальные ведомости, № 7,1995.
Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, иконам Смоленских святых. Сообщайте,
пожалуйста, об ошибках на страницах сайта
Наши друзья
Фонд имени великомученика Феодора Стратилата.
Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном
поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне