Несгибаемый дух
все превозможет

Главная страница Смоленский календарь Святыни смоленской земли Библиотека Ссылки
Обратная связь bonifatiy@narod.ru  

Епископ Валериан (Рудич)

Ист.: http://martirologvyatka.ortox.ru/vjatskijj_sinodik_-_arkhierei/view/id/1120431

Валериан (Рудич) (1889 - 1938), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии.


В миру Рудич Василий Несторович, родился 12 апреля 1889 года в с. Мизяковские Хутора Винницкого уезда Подольской губернии в семье фельдшера (по др. сведениям - в крестьянской семье). Рано лишился отца. Старший брат Каллиник служил священником в г. Брацлаве Подольской губ.

Окончил Тывровское духовное училище.

В 1910 году окончил с отличием Каменец-Подольскую духовную семинарию.

В 1916 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 1 марта 1917 г. являлся профессорским стипендиатом, впоследствии удостоен степени магистра богословия, до весны 1918 г. являлся доцентом МДА.

Зимой 1917 г. пострижен в монашество с именем Валериан, 1 марта того же года рукоположен во иеромонаха.

Участвовал в работе Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг.

С 15 августа 1918 г. служил в Рашкове Ольгопольского уезда Подольской губернии,

В мае того же года назначен настоятелем Троицкого монастыря в Каменце-Подольском, возведен в сан архимандрита.

В конце 1918 г., когда власть в городе неоднократно менялась, шесть раз арестовывался петлюровцами и красными, и подвергался кратковременному тюремному заключению.

Епископ Проскуровский


25 мая 1921 года хиротонисан во епископа Проскуровского, викария Подольской епархии.

Архиерею приходилось жить как в Проскурове (совр. Хмельницкий) (в здании по ул. Владимирской, где в 1921-1923 находилось епархиальное управление и архиерейский дом), так и в Каменце-Подольском. Особым попечением епископа пользовался женский Головчинский Преображенский монастырь неподалеку от Летичева, в котором он нередко совершал монашеские постриги.

Большое внимание епископ уделял окормлению молодежи, в проповедях не касался политики, старался в доступной форме раскрыть суть богослужения применительно к духовной жизни простого христианина. Регулярно посещал дома прихожан, интересовался жизнью духовенства и клириков, помогал обездоленным и сиротам. Активно боролся с украинскими автокефалистами, в связи с чем вместе с еп. Пименом (Пеговым) в 1920 г. подвергся аресту.

15 февраля 1922 г. автокефалисты при поддержке местных властей захватили церковь в с. Гавриловцы Каменецкого уезда и совершили в ней богослужение на украинском языке. Возмущенные прихожане обратились к еп. Валериану с просьбой о переосвящении храма, оскверненного раскольниками-«самосвятами». Архиерей приехал в село 26 февраля 1922 г., освятил церковь и сказал проповедь о каноническом устройстве церковной жизни на Украине. В тот же день владыка и сопровождавшее его духовенство были арестованы за антисоветскую пропаганду, освобождены 28 февраля 1922 г.

В конце 1922 г. после освобождения из тюрьмы Пимен (Пегов) стал идейным вдохновителем обновленчества на Подолии. Подольским епископом был назначен Амвросий (Полянский), вместе с еп. Валерианом призывавший Пимена к покаянию. Президиум обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) 11 июня 1923 г. постановил осуществить «очищение всего состава своего духовенства от контрреволюционного и вредного для спокойствия общества элемента», в связи чем «уволить с прежних должностей с назначением им местопребывания вне пределов Украины» епископов Амвросия и Валериана. Зам. председателя ВУВЦУ В. Белоликов и Пимен (Пегов) направили в Подольский губисполком записку с требованием удаления вышеназванных архиереев с Украины как непримиримых врагов советской власти.

В конце июня еп. Валериан был арестован в Проскурове, обвинен в контрреволюционной деятельности, заключен в следственный изолятор. Воспользоваться заточением епископов в тюрьму представители ВУВЦУ не смогли. Намеченный на август 1923 г. обновленческий съезд благочинных Проскуровского и других уездов не состоялся из-за неприятия духовенством программы, выдвигавшейся Пименом (Пеговым). Патриарх Тихон (Беллавин) оставил такую запись на прошениях, информирующих его о состоянии дел в Проскуровском викариатстве: «5 сентября 1923. Проскуров, как и Летичев, по-прежнему остается в церковном отношении с преосвященным Валерианом. Утешительно, что духовная связь его с паствою не порывается и при вынужденном отделении его оттуда. Бог да укрепит и благословит союз взаимной любви их. Патриарх Тихон».

После многочисленных обращений паствы Подольской епархии в органы центральной власти УССР, РСФСР и СССР с требованием освободить епископов Амвросия и Валериана Верховный суд СССР признал приговор в отношении этих епископов неправомочным, и архиереи вышли на свободу, но не смогли вернуться на прежнее место служения, были высланы из Украины. Вскоре еп. Амвросий возглавил Орловскую епархию, еп. Валериан с 9 августа 1923 г. жил в московском Даниловом монастыре.

16 сентября 1923 года он был назначен епископом Ржевским, викарием Тверской епархии, к месту назначения выехать не смог.

Епископ Смоленский


С 16 октября 1923 года временно управлял Смоленской епархией.

4 марта 1924 года утвержден епископом Смоленским.

Активно боролся с обновленцами и по их доносам был арестован 16 апреля 1924 г. Обвинен в антисоветской деятельности, вскоре перевезен в Москву, заключен в Бутырскую тюрьму, 27 апреля был освобожден.

Новый арест и ссылка


9 декабря того же года был вновь арестован по подозрению в «антисоветской контрреволюционной деятельности», заключавшейся в составлении списков архиереев РПЦ (канонических и неканонических), подвергавшихся преследованиям со стороны советской власти, а также в распространении «ложных слухов» среди монахов Даниловского монастыря. Несмотря на то что выдвинутые обвинения не были доказаны, 19 июня 1925 г. был выслан на 3 года в Среднюю Азию, находился на поселении в г. Турткуль Каракалпакской автономной области.

Согласно сведениям ПЭ, 11 мая 1927 г. был назначен епископом Рославльским, викарием Смоленской епархии. Скорее всего эта информация ошибочна.

5 октября 1927 года участвовал в собрании 6 ссыльных епископов в г. Ходжейли, на котором было решено принять Декларацию 1927 г. митр. Сергия (Страгородского) и приветствовать легализацию органов церковного управления.

10 февраля 1928 г., после окончания срока ссылки, выехал в Москву.

Епископ Шадринский


С 11 мая 1928 г. - епископ Шадринский, викарий Пермской епархии.

В 1928 г. временно управлял Свердловской епархией.

Епископ Ржевский


С 13 мая 1930 г. - епископ Ржевский, викарий Тверской епархии.

С 11 ноября 1930 г. - епископ Бакинский, к месту назначения выехать не смог.

В 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией, к месту назначения выехать не смог.

Епископ Кирилловский


С 29 сентября 1931 г. - епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, жил в г. Тихвине Ленинградской области. Под его управлением находились храмы 17 районов.

С 1932 года управлял также Череповецким викариатством той же епархии.

В 1933 г. подвергся кратковременному аресту по подозрению «в участии в контрреволюционной организации».

Арест, лагерь, кончина


1 января 1934 года был арестован у себя на квартире в Тихвине с обвинением в «антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности», содержался в ленинградской тюрьме. Арестован по делу "евлогиевцев", обвинялся в том, что "возглавлял контрреволюционную монархическую организацию церковников", проходил по групповому делу "дело епископа Валериана (Рудича). Ленинград, 1934г."

К делу "евлогиевцев" были привлечены 175 человек. В их числе профессура СПбДА: Соколов Иван Иванович, Карабинов Иван Алексеевич. Кроме того епископ Сергий (Зенкевич), две его родные сестры, обе больные туберкулезом, монахини Анна и Ольга, их племянница и воспитанница Любовь Вознесенская. Раздел III резолютивной части тома называется "Структура ленинградской организации Евлогиевцев". В нем подраздел "Единый руководящий центр" (всего 5 человек) начинается именем епископа Валериана (Рудича).

Первый допрос владыки был сделан в Тихвинском районном отделении ОГПУ. Епископ сообщил, что в самом Тихвине он служил ежедневно. Из показаний епископа Валериана: "Кроме городских тихвинских священников никого из таковых не знаю... С заграницей никогда связей не имел и не имею. Кроме русского, владею французским языком, знал немецкий и частично английский язык".

Из показаний владыки выяснилось следующее: в своем кафедральном городе владыка не бывал, в Тихвин прибыл из Ленинграда в октябре 1933 г., ни один из 17 районов, относящихся к его епархии, не посещал, да и не смог бы посетить, т.к. арестован был уже через 2 месяца. Выезжал дважды в Ленинград: 2-3 октября ездил за личными вещами, 6 декабря служил в Александро-Невской лавре. При аресте у владыки было изъято: "иконка с цепочкой" (панагия), "крест с цепочкой и иконкой", четки, пояс веревочный, деревянный крест и молитвенник. Акт медицинского обследования сообщает о том, что арестованный перенес сыпной тиф.

Через несколько дней был переведен в Ленинград, был помещен в Ленинградский ДПЗ с зачислением за 3-им отделением Секретно-политического отделения Полномочного представительства ОГПУ (СПО ПП ОГПУ), возглавляемым Садовским, который и вел последующие допросы. Не остается сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий протокол помечен 13 января 1934 г. Он составлялся более целенаправленно, с упором на "контрреволюционные" связи, организацию "ячеек", "повстанческое движение", подготовку иностранной интервенции, диверсионные акты и прочее. Трудно определить, что на самом деле говорил владыка, но протоколы он подписал и виновным себя признал.

3 марта 1934 года решением тройки при ПП ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорен к заключению сроком на 8 лет в Ухтинский лагерь (Ухтпечлаг НКВД СССР) в Коми-Пермяцком крае.

В конце 1937 года был вновь арестован в Ухтпечлаге по обвинению в «антисоветской агитации».

27 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Архангельской области приговорен к расстрелу.

Расстрелян 27 февраля 1938 года в Ухтпечлаге вместе с проходившим по тому же делу еп. Иннокентием (Клодецким) [1].

31 августа 1993 года был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1925 году репрессий.

Литература
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.523, 846, 964.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.34.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. с. 92.
Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.11.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 2002. С.32.
Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.131.
ФПС I, № 119, с. 5.
ФПС II, с. 2.
ФПС IV, с. 2.
ФПС V, № 38.
ФАМ I, № 45, с. 4.
"Церк. Ведом." 1916, № 434, с. 388.
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, S. 69, 102.
Regel'son 535, 553.


Использованные материалы
В. В. Марковчин, М. В. Шкаровский "Валериан (Рудич)". Православная энциклопедия, т. 6, с. 528
http://www.pravenc.ru/text/153967.html
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH...8E*
Биография на сайте "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_609

 

По данным Википедии В 2003 году комиссия по канонизации святых УПЦ посчитала возможным общецерковное прославление мученика XX столетия епископа Валериана (Рудича). Ссылка на источник не приведена.

ЖитияАкафистСлужбаПредыдущая страница

 

 

 

 
Собор смоленских святых (589 K)
Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы Смоленской, именуемой Одигитрия

(Версия для печати)


Собор смоленских святых на сайте smolyane.narod.ru


Обратная связь
Будем рады Вашим письмам, материалам для библиотеки, сообщениям об ошибках на страницах сайта


Наши друзья

Фонд имени великомученика Феодора Стратилата. Строительство первого в России монастыря на Вяземском ратном поле, имени павших воинов в Великой Отечественной войне

Наши другие проекты

Рассылки Subscribe.Ru
Ежедневные библейские чтения по электронной почте

Сайт для выздоравливающих алкоголиков и наркоманов http://bonifatiy.narod.ru/

Святой мученик Вонифатий